Российский и мировой рынок стали — итоги недели (04-10 июня 2018 г.)
Прошедшая неделя, первая неделя лета по календарю, включила в себя немало важных событий. Это и «прямая линия» с президентом, и его визит в Китай перед саммитом ШОС, и заседание «семерки», продемонстрировавшее нарастание противоречий между США и другими западными странами. Мировой же рынок стали сейчас находится «под впечатлением» от распространения американских стальных и алюминиевых тарифов на Евросоюз, Канаду и Мексику. В принципе, отказ США от предоставления льгот ближайшим «партнерам» - не самый худший вариант для мировой металлургической отрасли в целом. В 2017 г. на Канаду, Мексику и страны ЕС пришлось более 40% американского импорта стали, и освобождение компаний из этих государств из-под действия тарифов в обмен на введение квот привело бы к еще большей дестабилизации рынка. А так ситуация представляется достаточно терпимой. Цены на стальную продукцию в США пошли вверх, что со временем позволит возобновить экспортные операции. Собственно, турецкие металлургические компании в начале июня уже заключали первые «послетарифные» контракты на поставки в США арматуры и горячекатаных рулонов на достаточно приемлемых для себя условиях. Судя по всему, пошлины вряд ли существенно повлияют и на продажи труб, особенно, нефтегазовых и нефтегазопроводных, которые в США в дефиците. Правда, вероятно, возникнут сложности у российских компаний, отправляющих полуфабрикаты на дочерние прокатные заводы в США. Вряд ли американское Министерство торговли пойдет им навстречу и выдаст освобождение от тарифов, против чего яро выступают местные металлургические компании. При этом американский рынок слябов будет ориентироваться на продукцию из Бразилии, для которой пошлины заменены весьма щадящими квотами. Вообще, последствия этого очередного выверта американского протекционизма будут проявляться на мировом рынке стали еще достаточно долго. Основное внимание сейчас следует уделить Евросоюзу, где уже в июле могут быть введены в действие временные защитные меры, которые потом сменятся на постоянные. Региональная металлургическая ассоциация Eurofer предлагает установить для каждой страны квоты, равные среднему объему экспорта за последние три года. Причем, по примеру США, помимо годового, должны быть установлены и квартальные лимиты. Сверхквотные поставки будут облагаться 25%-ным тарифом. В данной системе не предусматривается ни льгот, ни исключений. Предложенный механизм категорически не устраивает российских металлургов. В 2017 г. из-за антидемпинговых процессов им пришлось резко сократить поставки в ЕС, так что квота, вычисляемая по среднему объему экспорта за три года, окажется совершенно недостаточной по таким важнейшим видам стальной продукции как горячекатаные рулоны, арматура, оцинкованная сталь. Однако стальная продукция — это все-таки частный случай на фоне все более разрушительных для существующего механизма международной торговли действий нынешней американской администрации. Последние события показывают, что США готовы заниматься неприкрытым беспределом и в отношении тех стран, которые ранее считали себя американскими союзниками. А ведь они пока еще только обозначили угрозу в отношении автомобилестроения, и это наверняка не последняя инициатива такого рода. В то же время, заседание «семерки» в очередной раз продемонстрировало неготовность европейцев, канадцев и японцев предпринимать что-то без США и против США. Да, в ответ на стальные и алюминиевые тарифы были введены достаточно чувствительные пошлины на американские товары. Все они за сохранение свободы торговли и категорически против каких-либо таможенных войн со Штатами. Но, увы, для заключения мира непременно нужны две стороны, а войну можно развязать и в одиночку. Впрочем, что самое интересное, однозначный проигрыш Европы, Канады и других в связи со стальными тарифами и антииранскими санкциями еще не означает выигрыша для США. Цены на стальную продукцию в стране уже подскочили до самого высокого уровня с 2011 г., а вскоре для некоторых категорий проката и труб, вероятно, возникнет новый ориентир — лето 2008 г. А самое интересное то, что, поставив своей целью сокращение внешнеторгового дефицита, Дональд Трамп сможет добиться только уменьшения импорта, но не увеличения экспорта либо подъема внутреннего производства. С тем же Китаем США просто банально нечем расплачиваться за их ширпотреб. В последние недели, в частности, ставился вопрос о расширении поставок в КНР сжиженного природного газа, нефти, угля и сои. Так кого тогда надо называть «страной-бензоколонкой»?! Что весь этот бардак означает для российских металлургов? Скорее всего, внешняя конъюнктура для них ухудшится, причем, на ключевых направлениях — европейском и турецком. Пока что цены, особенно, на листовой прокат удерживает от падения Китай. Внутренний спрос на стальную продукцию там по-прежнему высокий, котировки — тоже, поэтому китайские компании не проявляют значительной активности на внешних рынках и не идут на уступки. В частности, китайские горячекатаные рулоны уже два месяца практически не выходят за пределы интервала $580-600 за т. FOB. Российская продукция существенно дешевле, почему и поставляется в последнее время в традиционную китайскую вотчину — страны Юго-Восточной Азии. На отечественном рынке стали — пока без существенных изменений. Металлургические компании по-прежнему удерживают высокие отпускные цены на арматуру и листовой прокат, хотя они уже весьма существенно отличаются от экспортных. Многие покупатели надеются на понижение в июле, но для этого нужно, чтобы сначала провалился еще глубже мировой рынок. Внутренний спрос... увы, это пока грустно. Он и без того был не впечатляющим, а приближение Чемпионата мира по футболу его только ослабило. Если бы еще российской сборной на нем что-то светило! А так мы, боюсь, вообще останемся чужими на этом празднике жизни. «Прямая линия» с президентом в очередной раз подтвердила, что рассчитывать на скорые перемены не приходится. Все будет делаться медленно и осторожно. Конечно, понять такой подход можно — уж очень велика цена ошибки. Тем более, что, как показала история с подъемом цен на бензин, государство у нас действительно обязано управлять экономикой и делать это качественно. Кстати, интересно, что подорожание бензина было вызвано насквозь рыночными факторами, а в первую очередь, подъемом мировых цен на нефть. Просто горючее, в отличие, от, например, стальной продукции, сильно запоздало с реакцией на девальвацию рубля в 2014-2016 гг. Сколько стоил у нас бензин на заправках до кризиса?! Что-то типа доллара за литр. А сейчас — порядка 70 центов. И цены на нефть в долларах сейчас примерно соответствуют около 70% от среднего уровня первой половины 2014 г. Между прочим, в США подорожание бензина до более $3 за галлон (79,3 центов за литр) в последних числах мая (впервые с ноября 2014 г.) тоже стало весьма серьезным и значимым событием. Президент Дональд Трамп не погнушался лично призвать Саудовскую Аравию и прочие нефтедобывающие страны увеличить объемы производства, чтобы понизить мировые цены на нефть. Интересно, что поднялись до более $75 за баррель они благодаря санкциям, объявленным в США против Ирана. В общем, можно предполагать, что мир в скором будущем ждут еще более интересные времена — во всех смыслах. Многие процессы, которые сейчас только начались, могут запустить в итоге перемены просто тектонического масштаба. Это, вполне вероятно, касается и российской действительности. Возможно, уже осенью текущего года будет дан старт новой серии крупных проектов, которые, наконец, смогут дать экономике нужный толчок. Во всяком случае, расширение дорожного строительства, реновация жилого фонда по примеру Москвы, новые мосты и высокоскоростные железнодорожные магистрали уже анонсированы. Главное, чтобы эти великие стройки не остались просто точками на карте, а оказали реальное влияние на всю страну!
Другие Новости
Нужна консультация?
Наши специалисты с радостью ответят на все ваши вопросы и помогут подобрать продукцию для вас
Наши клиенты
Производим металлические опоры освещения более 10 лет
За этот время нашими услугами воспользовались более 6 000 клиентов, в их числе: